Конвенция об охране промышленной собственности была подписана в г. Париже 20 марта 1883 г. В настоящее время она действует в так называемой стокгольмской редакции от 14 июля 1967 г. с последующими (1979 г.) изменениями и дополнениями.
Иногда — по дате последней редакции — эту конвенцию называют Парижской конвенцией 1967 г.
Для СССР (и, соответственно, России как ее правопреемника) Конвенция обязательна с 1 июля 1965 г. Всего она объединяет 173 участника — практически все страны мира.
Рассматриваемый документ относится к категории универсальных конвенций.
Ограничения, обеспечивающие права патентообладателей
Одним из отправных ее положений Конвенции является постулат, согласно которому центральными правомочиями обладателя всякого (выданного по закону любой страны) патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец являются правомочия их:
(а) использования, то есть воспроизведения запатентованного объекта в рамках изделий, устройств, приборов, машин, механизмов и иных продуктов, словом, в рамках самих товаров либо в рамках процесса их производства, а также — правомочие
(б) ввоза (импорта) таких товаров в страну выдачи патента.
Два небольших исключения составляют случаи применения подобных объектов в конструкции или при эксплуатации средств передвижения, и временно или случайно находящихся в стране выдачи патента, перечисленные в п. 1 и 2 ст. 5 ter Конвенции — но это и все.
Иной подход — допускающий более широкие пределы свободного применения запатентованных объектов — в значительной мере обессмыслил бы само понятие о патентном праве.
Товары, изготовленные с использованием запатентованного в стране изготовления объекта, равно как и подобные товары, ввезенные на территорию страны выдачи патента без разрешения патентообладателя, должны быть отнесены к категории контрафактных.
Парижская конвенция не определяет мер, которые патентообладатель мог бы принять в отношении контрафактных товаров.
Такие меры должны быть определены национальным законодательством стран-участниц и (или) могут быть предусмотрены в иных международных соглашениях с их участием.
Ограничения, обеспечивающие права на средства индивидуализации
Содержание права на товарный знак определяется частью «С» ст. 5 Парижской конвенции как возможность его использования или применения, то есть его воспроизведения на любом доступном носителе (товаре, упаковке, документации, вывеске, рекламе и т.п.) и любым доступным способом.
Далее, п. 1 ст. 6 bis Конвенции добавляет к этой возможности также правомочие запрещать применение не только самого товарного знака, по и обозначений, сходных с ним до степени смешения, его имитацию или перевод (на другой язык).
О возможности применения товарного знака посредством его воспроизведения на изготавливаемом или продаваемом продукте (товаре) прямо упоминается еще и нормах п. 1 ст. 6 quater ст. 7 Конвенции.
Товары, снабженные знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения, в нарушение описанных правил в стране, предоставляющей охрану такого знака (независимо от места изготовления товаров и оснований охраны), либо ввезенные на ее территорию, считаются контрафактными.
Мы только что видели, что Конвенция промолчала о тех мерах, которые мог бы принять в отношении контрафактных товаров патентообладатель.
Но она поступила иначе по отношению к обладателям прав на средства индивидуализации: п. 1 и 2 ее ст. 9 постановили, что на любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, налагается арест при ввозе в те страны Союза, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану, а также в стране, где была осуществлена незаконная маркировка, или в странах, куда был ввезен продукт.
Такой арест налагается в соответствии с внутренним законодательством каждой страны по требованию прокуратуры, или любого другого компетентного органа, или заинтересованной стороны — физического или юридического лица (п. 3 ст. 9).
Когда законодательство страны не допускает наложения ареста при ввозе, арест заменяется запрещением ввоза или арестом внутри страны (п. 5), а если оно не допускает и этих мер — то таковые должны быть введены, а впредь до соответствующего изменения законодательства заменяются такими действиями и средствами, которыми закон данной страны обеспечил бы в подобном случае права граждан этой страны (п. 6).
Все перечисленные выше положения не применяются в качестве обязательных при транзитном провозе товаров через территорию страны (п. 4): органы власти могут, но не обязаны принимать к таким товарам какие-либо из перечисленных здесь мер.
Конвенция обязывает страны-участницы обеспечить гражданам других стран Союза законные средства для эффективного пресечения незаконного изготовления, маркировки и ввоза товаров с чужим товарным знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения, и так называемых ложных указаний, а также актов недобросовестной конкуренции.
Какие это могут (или должны) быть средства — Конвенция не уточняет, отдавая решение этого вопроса на откуп национальному законодательству.