Что мы знаем о Moody’s и международных рейтинговых агентствах
Международные рейтинговые агентства способны оказать существенное влияние на принятие иностранным инвестором решения о вложении средств в национальные объекты инвестирования.
Это объясняется авторитетностью оценок некоторых рейтинговых агентств, история деятельности которых насчитывает уже более ста лет, а также постоянным совершенствованием методов оценки инвестиционного риска, сопутствующего процессу инвестирования.
Настоящая публикация дает первичные сведения о том, что собой представляют международные рейтинговые агентства и какова их роль в формировании имиджа государства на мировой арене с точки зрения их инвестиционной привлекательности.
Что такое международное рейтинговое агентство
Международными рейтинговыми агентствами являются организации, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе, оказывающие услуги по оценке качества ценных бумаг, долговых обязательств и платежеспособности коммерческих организаций, анализу инвестиционных рынков.
Наиболее известными являются рейтинговые агентства Moody’s, Standard & Poor’s, Fitch Ratings, Morningstar и др.
Насущная потребность в оценках международных рейтинговых агентств обусловлена необходимостью учета слишком большого количества факторов и показателей, что сделать частному инвестору в одиночку попросту невозможно либо потребует от него несоразмерных временных и финансовых затрат.
Рейтинговые агентства, штатная численность которых может достигать нескольких тысяч человек, сводят эти факторы, как говорится, к единому знаменателю, то есть к некоторому обобщенному рейтинговому значению, очень простому и удобному в использовании.
Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций
Факторы, влияющие на принятие инвестиционных решений, связанных с привлечением в национальную экономику иностранного капитала, весьма многообразны и едва ли поддаются точному учету.
В наиболее обобщенном виде к их числу можно отнести:
- традиционно строгое следование принципам рыночной экономики,
- неприкосновенность частной собственности,
- схожесть стандартов ведения и нормативного регулирования бизнеса,
- предоставление иностранным инвесторам налоговых и иных льгот и преимуществ,
- стабильность политической ситуации в стране,
- уровень инфляции,
- наличие необходимой инфраструктуры и многое-многое другое.
На практике оценить (особенно численно) степень влияния каждого фактора на процесс принятия инвестиционных решений бывает крайне затруднительно.
Это связано с тем, что помимо объективных факторов, характеризующих экономику и политическую ситуацию в стране в целом, существуют и субъективные факторы, связанные с психологическими особенностями и индивидуальными предпочтениями иностранных инвесторов.
К слову сказать, американские инвесторы в большинстве своем ориентированы на получение максимальной текущей прибыли, способной гарантировать им соответствующие дивидендные выплаты, тогда как инвесторы из Японии, Китая, Кореи традиционно предпочитают стратегическое инвестирование, предполагающее долгосрочное вложение средств в стратегически важные отрасли экономики.
Кроме того, «вес» отдельных факторов в общей оценке инвестиционной привлекательности также не равнозначен.
Например, рост валового национального продукта (ВНП) на 1% увеличивает объемы поступающих иностранных инвестиций в среднем на 10 млрд. долл. США. Снижение на 1% уровня инфляции оказывает на этот процесс несопоставимо меньшее воздействие.
Рейтинг международного агентства Moody’s
В качестве примера рейтинга, применяемого для оценки относительного риска неисполнения долгосрочных долговых обязательств государствами в целом, рассмотрим рейтинг международного рейтингового агентства Moody’s.
По сути, речь идет о получении некой относительной оценки того, насколько убедительны гарантии правительства той или иной страны в части выполнения взятых на себя обязательств, в том числе и по возврату привлеченных иностранных инвестиций.
Другими словами, это примерная оценка инвестиционного риска применительно к инвестициям в экономику отдельных государств.
Буквенное значение рейтинга и его примерное толкование приведены в нижеследующей таблице:
Ааа | Долговые обязательства с минимальным кредитным риском |
Аа | Долговые обязательства высокого качества, характеризующиеся очень низким кредитным риском |
А | Долговые обязательства высокого качества, подверженные низкому кредитному риску |
Ваа | Долговые обязательства средней категории, подверженные умеренному кредитному риску. Могут иметь характер спекулятивных |
Ва | Долговые обязательства с чертами спекулятивных инструментов, подверженные существенному кредитному риску |
В | Спекулятивные долговые обязательства, подверженные высокому кредитному риску |
Саа | Долговые обязательства очень низкого качества, подверженные очень высокому кредитному риску |
Са | Долговые обязательства очень низкого качества, находящиеся в состоянии. Близком к дефолту, с очень низкой вероятностью возврата средств |
С | Долговые обязательства с самым низким рейтингом, находящихся в состоянии дефолта и характеризующихся минимальной вероятностью возврата средств |
Для более точной оценки инвестиционной привлекательности того или иного государства агентство Moody’s использует дополнительные цифровые значения [1, 2 и 3], которые просто добавляются к основному рейтингу.
При этом значение 1 имеет более высокий статус, чем 2 или 3, а значение 2 обладает большим весом по сравнению со значением 3 (например, оценка Саа2 выше, чем оценка Саа3, а оценка В1 выше оценки В2).
Пример рейтинга отдельных государств
В качестве наглядного примера, не претендующего на абсолютную точность на текущий момент, приведу некоторые оценки агентства Moody’s, публиковавшиеся в открытых источниках в 2008-2012 гг.:
Страна | Рейтинг | Прогноз |
Бразилия | В1 | Стабильный |
Индонезия | В3 | Стабильный |
Китай | А3 | Стабильный |
Колумбия | Ва2 | Стабильный |
Пакистан | Саа1 | Негативный |
Россия | В2 | Позитивный |
Турция | В1 | Негативный |
Поскольку эти данные основаны на глубоких исследованиях внутреннего состояния экономики той или иной страны, они, конечно, должны приниматься во внимание наряду с другими данными для формирования обоснованного мнения о целесообразности вхождения на тот или иной инвестиционный рынок.