Рыночная клиринговая цена – это цена, при которой количество потребляемого продукта или услуги равно количеству поставляемого товара, и на рынке не существует излишка или недостатка. Это цена, которая соответствует точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Кривая рыночного спроса показывает количество продукта или услуги, которые потребители готовы и могут купить, исходя из их цен. Аналогично, кривая предложения показывает объемы, которые поставщик сделает доступными на рынке при различных уровнях цен.
Кривая спроса, как правило, имеет нисходящий наклон, что означает, что по мере снижения цены требуемое количество увеличивается. С другой стороны, кривая предложения имеет восходящий наклон, то есть при росте цен увеличивается и количество поставляемых товаров.
Если требуемое количество превышает поставляемое, то оно имеет тенденцию увеличивать рыночную цену продукта, которая, в свою очередь, уменьшает требуемое количество до тех пор, пока оно не будет соответствовать поставляемому количеству.
Обратное происходит, когда требуемое количество меньше поставляемого продукта, то есть рыночная цена падает, а требуемое количество увеличивается, чтобы удовлетворить поставленное количество (через нисходящее движение кривой спроса).
Пример рыночной клиринговой цены
Вы работаете финансовым аналитиком в приложении по найму автомобиля с водителем. Ваша компания недавно провела опрос, чтобы выяснить ситуацию со спросом и предложением на ваш продукт.
Следующие графики спроса и предложения показывают количество километров, которые требуют клиенты, и количество километров, которые водители готовы обеспечить по разным ценам за километр:
Плата за километр | Спрос (километры) | Предложение (километры) |
1.00 | 1,000,000 | 500,000 |
1.25 | 910,000 | 650,000 |
1.50 | 830,000 | 770,000 |
1.75 | 760,000 | 870,000 |
2.00 | 700,000 | 950,000 |
2.25 | 650,000 | 1,010,000 |
На следующем графике показана кривая спроса и кривая предложения, а также точка рыночного равновесия:
Рыночный профицит
В первую неделю запуска 3167 водителей зарегистрировались в качестве партнеров (предлагая пропускную способность 950 000 километров в день), и вы установили плату за километр в размере 2 долларов.
При такой цене они могли проехать всего 700 000 километров, потому что именно этого требовали пассажиры.
Несоответствие между поставляемым и требуемым количеством товара или услуги представляет собой рыночный профицит. Это разница между точкой K и точкой E на графике выше.
Рыночный дефицит
На второй неделе вы снизили цену до $ 1.25, вызвав внезапный выход многих водителей, тем самым снизив предложение всего до 650 000 километров.
Превышение количества потребляемого над количеством поставляемого товара (услуги) представляет собой дефицит рынка. На приведенном выше графике эта ситуация представлена разницей между точками B и H.
Рыночная клиринговая цена и рыночное равновесие
Понимая существование дефицита рынка, вы корректировали цену до тех пор, пока не достигли цены за километр, при которой количество требуемого и количество предоставляемого километража стали равны, а этот момент наступил при цене $ 1.57 за километр.
По этой цене достаточно водителей были готовы ехать, чтобы угодить пассажирам, готовым заплатить эту цену. Следовательно, она и являет собой клиринговую цену. На рынке при этом достигнуто рыночное равновесие.
Точку рыночного равновесия можно определить, построив кривую предложения и кривую спроса и найдя их точку пересечения. В качестве альтернативы ее можно определить, решив уравнения спроса и предложения.