Рыночное равновесие – это состояние рынка товаров или услуг, при котором намерения производителей и потребителей относительно количества и цены товара или услуги совпадают.
В точке рыночного равновесия потребители коллективно покупают точное количество товаров или услуг, поставляемых производителями, и обе стороны также договариваются о единой цене за единицу.
Мы используем слово равновесие, потому что рынок всегда стремится вернуться к согласованной цене и количеству после любых ценовых или количественных диспропорций со стороны производителей или потребителей.
Рыночное равновесие представлено точкой пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Цена и количество, преобладающие в точке рыночного равновесия, известны как равновесная цена и равновесное количество соответственно.
При любой цене выше или ниже равновесной цены поставляемое количество не равно количеству потребляемому. Это создает силы, которые стремятся вернуть рынок в его равновесное состояние, как это объясняется в следующем примере.
Но прежде чем мы перейдем к этому примеру, важно отметить, что точка равновесия не является статичной, и все, что сдвигает кривые спроса и предложения, также сдвигает точку рыночного равновесия.
Пример графика рыночного равновесия
Рассмотрим следующие графики спроса и предложения на гипотетическом товарном рынке:
Единица измерения | Предлагаемое количество | Требуемое количество |
8.0 | 393 | 44 |
7.0 | 368 | 67 |
6.0 | 339 | 93 |
5.0 | 305 | 124 |
4.0 | 262 | 162 |
3.0 | 210 | 210 |
2.0 | 133 | 280 |
1.0 | 0 | 400 |
Когда мы строим вышеупомянутые графики в одной системе координат и подгоняем линии тренда к разбросанным точкам, мы получаем пересекающиеся кривые спроса и предложения, как показано ниже:
Точка равновесия рынка – это точка, в которой кривые предложения пересекаются друг с другом. У нас есть равновесная цена и количество $ 3.0 и 210 единиц соответственно.
При любой цене выше $ 3.0 поставляемое количество превышает требуемое. Это приводит к непроданным запасам и вынуждает производителей предлагать сниженную цену.
Снижение цены сопровождается сокращением количества поставляемых товаров со стороны производителей и увеличением количества потребляемых товаров со стороны потребителей.
Другими словами, и производители, и потребители движутся вниз к точке равновесия по кривым спроса и предложения соответственно.
При любой цене ниже $ 3.0 поставляемое количество не дотягивает до требуемого количества. Это вызывает дефицит, и потребители начинают предлагать более высокие цены.
Рост цен побуждает производителей поставлять большее количество товара, но также и заставляет потребителей сокращать потребляемое количество. Таким образом, и производители, и потребители движутся вверх по своим соответствующим кривым к точке равновесия.