Рыночный спрос – это совокупность различных количеств продукта или услуги, которые потребители на данном рынке могут и хотят приобрести коллективно по каждой из возможных цен на единицу продукта или услуги при условии наличия других факторов, таких как количество потребителей, доходы потребителей и потребительские вкусы и так далее, которые остаются постоянными.
Рыночный спрос получается путем горизонтального суммирования индивидуальных графиков спроса или кривых спроса всех потребителей на данном рынке.
Когда рынки велики, мы берем репрезентативную выборку потребителей и умножаем их средние объемы спроса на общее число потребителей на рынке, чтобы получить график рыночного спроса.
Пример кривой рыночного спроса
Предположим, что на гипотетическом рынке товара есть только три потребителя.
В следующей таблице показаны их индивидуальные графики спроса, а также рыночный спрос, который получается путем горизонтального сложения количеств, требуемых отдельными лицами по заданной цене:
Единица измерения | Индивидуальный спрос | Рыночный спрос | ||
Андрей | Денис | Ольга | ||
8 | 0 | 0 | 44 | 44 |
7 | 0 | 16 | 51 | 67 |
6 | 4 | 32 | 57 | 93 |
5 | 8 | 51 | 65 | 124 |
4 | 13 | 75 | 74 | 162 |
3 | 20 | 104 | 86 | 210 |
2 | 30 | 147 | 103 | 280 |
1 | 46 | 220 | 134 | 400 |
На следующей диаграмме показаны индивидуальные кривые спроса, а также кривая рыночного спроса.
Точки на кривых индивидуального и рыночного спроса имеют одинаковую вертикальную координату, то есть цену за единицу товара.
Горизонтальные координаты точек на кривой рыночного спроса являются суммами горизонтальных координат точек на кривых индивидуального спроса, то есть величин, требуемых отдельным клиентом:
При любой заданной цене разные количества могут быть востребованы разными потребителями, и разница в наклонах отдельных кривых показывает, что их эластичность спроса также может быть различной.
Однако единичный потребитель оказывает незначительное влияние на равновесие на крупном рынке. Поэтому мы используем кривые рыночного спроса и рыночного предложения для определения равновесной цены и количества.