Сделки купли-продажи (кроме биржевых) с участием посредника должны совершаться только в письменной форме. Вот здесь действительно речь должна идти об исключении из общего правила, которое обусловлено тем очевидным соображением, что вопрос о сделке с участием хотя бы одного посредника касается не только его самого, но и его клиента.
Сам посредник может договариваться с другой стороной сделки (в том числе с другим посредником) так, как посчитает нужным.
Но поскольку он делает это за счет своего клиента, который может не иметь никакого отношения к коммерческому миру, а также потому, что его отношения с посредником могут прекратиться в любой момент, последнему безусловно необходимо кроме устных заверений посредника хоть какое-нибудь более долговечное (устойчивое) свидетельство совершения сделки, то есть документ.
Документ же, ясное дело, предполагает письменную форму.
В то же время заставлять посредников отступать от привычных или требований к форме совершаемых ими сделок, предъявляемых, например, биржей, где они работают, даже во имя интересов их клиентов неправильно.
Тот, кто заказывает услуги биржевого посредника, должен отдавать себе отчет в «биржевой» специфике деятельности последнего, в том числе – разбираться в тех документах, которые составляются с его участием.
В этом, собственно, и заключается торговый обычай соблюдения письменной формы договора международной купли-продажи.
Разумеется, письменный договор должен отвечать известной технике составления подобных документов и опираться на так называемые обычные условия.
Соблюдение обычных условий договора купли-продажи
К числу обычных условий всякого договора международной купли-продажи относятся условия о:
(а) предмете договора;
(б) его цене;
(в) качестве товара;
(г) сроках передачи товара;
(д) условиях платежа покупной цены;
(е) таре, упаковке и маркировке товара;
(ж) гарантиях продавца;
(з) страховании;
(и) ответственности;
(к) форс-мажорных обстоятельствах;
(л) применимом праве и
(м) разрешении споров.
Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с любым пособием, в той или иной степени освещающим вопрос о заключении и исполнении договора данного типа.
Категория обычных условий шире понятия об условиях существенных, к которым относится по сути только одно условие – о предмете договора.
В данном случае речь идет о наименовании товара, его количестве (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и (не всегда – только в том случае, когда этим характеризуется наименование и количество товара) условие о его упаковке.
Условия же обычные – это такие условия, договоренность его которым хотя и объективно присуща каждому договору купли-продажи, может тем не менее прямо сторонами конкретного договора не достигаться, а ее недостаток – восполняться при помощи диспозитивных норм закона, подзаконных нормативных актов и обычаев делового оборота.
Обычные условия договора принято разделять на [1] прямые и [2] подразумеваемые.
Прямые условия – те, которые прямо выражены в договоре, а подразумеваемые – те, недостаток прямой договоренности по которым может быть вполне или частично восполнен содержанием нормативных и обычных постановлений, а также с учетом природы и цели договора, практики, принятой в деловых отношениях его сторон (заведенного порядка) и в ходе применения общих принципов права – добросовестности, разумности, честности, справедливости.
По договорам, заключаемым профессиональными торговцами с гражданами-потребителями (особенно – при продаже в розницу), степень «подразумеваемости» и необходимого восполнения договорных условий обычно чрезвычайно высока.
Так, с гражданином, покупающим в магазине, допустим, пакет молока, прямо согласуются лишь условия о предмете (включающие еще и договоренность об упаковке), цене и сроке годности; отчасти – условие о качестве содержимого (жирности молока).
Это и будут пряные условия договора; все остальные обычные условия (в том числе существенная часть условия о качестве товара) окажутся условиями подразумеваемыми.
Столь же высока степень необходимого восполнения недостатка договоренности по обычным условиям при заключении биржевых и иных сделок на стандартизированный товар.
Напротив, продажа товара под потребности (заказ) конкретного покупателя предполагает, что все обычные условия договора (или, по крайней мере, их существенная часть) перекочуют в разряд условий прямых.