Структура рынка вбирает в себя ряд структурных переменных, таких как количество фирм, барьеры для входа и выхода, дифференциация продукции и так далее, которые определяют уровень конкуренции на рынке.
Основными рыночными структурами являются: (1) монополия, (2) олигополия, (3) монополистическая конкуренция и (4) совершенная конкуренция.
Существует целый ряд факторов, которые влияют на кривые спроса и кривые издержек рынка и в конечном счете определяют, получают ли фирмы на этом рынке какую-либо положительную экономическую прибыль в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе и обладают ли они рыночной мощью.
К таким ключевым переменным относятся:
- количество фирм,
- степень концентрации рынка,
- характер продукции,
- барьеры для входа,
- структура затрат,
- минимально эффективный масштаб,
- особенности регулирования и так далее.
Характеристики
Ниже приведены важнейшие детерминанты любой рыночной структуры.
#1. Количество фирм
Число фирм, конкурирующих на рынке, возможно, является единственным и наиболее важным фактором, определяющим прибыльность каждой фирмы на рынке.
Если есть только одна фирма, она обретает возможность устанавливать свою цену, стабильно наращивая положительный экономический доход.
Если фирм много, конкуренция превращает каждую фирму в этакого ценоискателя, принуждая ее продавать по преобладающей рыночной цене или же ничего не продавать, что приводит рынок к нулевой экономической прибыли.
Монополия имеет только одну фирму, дуополия – только две, олигополия характеризуется несколькими фирмами, монополистическая конкуренция имеет значительное число фирм, а совершенная конкуренция имеет наибольшее число фирм, каждая из которых настолько мала, что никак не может повлиять на рынок.
#2. Степень концентрации
Степень концентрации отражает размер рыночной доли, занимаемой ведущими фирмами.
Существует целый ряд показателей, таких как индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Ротшильда и коэффициент концентрации четырех фирм, используемых для оценки степени концентрации рынка.
Монополия имеет самую высокую степень концентрации, за которой следует олигополия.
Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция имеют низкую степень концентрации, но в условиях совершенной конкуренции доля рынка одной фирмы ничтожно мала.
#3. Природа продукта и его заменителей
Вопрос природы продаваемого продукта очень важен для определения способности фирмы устанавливать цену выше рыночной.
Если продукт стандартизирован, он имеет несколько заменителей, что исключает возможность фирмы взимать за него премию.
Если же продукт дифференцирован, то есть к нему «прилагается» некоторая дополнительная ценность наподобие бренда, исключительных индивидуальных особенностей, характера рекламы и так далее, из-за чего потребители и придают продукту некоторую дополнительную ценность, то фирма может взимать за него немного больше.
Фирмы в условиях совершенной конкуренции имеют полностью стандартизированный продукт с множеством заменителей. Фирма, обладающая монополией, имеет продукт с небольшим количеством заменителей.
Фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции характеризуются дифференцированными продуктами.
#4. Барьеры для входа и выхода
Степень, в которой существующие фирмы на рынке могут ограничить выход новых фирм на рынок, является показателем так называемой рыночной власти. Барьеры для входа могут возникать либо из-за патентов, авторских прав, эффекта масштаба и так далее.
Наиболее высокие барьеры входа наблюдаются в случае монополии и в некоторой степени в случае олигополии. Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция, с другой стороны, имеют очень низкие барьеры для входа.
#5. Кривая спроса
Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную мощь фирмы, является эластичность спроса на ее продукцию и характер кривой спроса.
Фирма, обладающая монополией на продукт, сталкивается с нисходящей кривой спроса, и этот продукт, как правило, имеет очень низкую эластичность спроса.
В случае олигополии, даже если кривая отраслевого спроса наклоняется вниз и рыночная эластичность спроса низка, каждая отдельная фирма имеет кривую спроса и эластичность спроса, которые менее круты, чем общий рынок.
С другой стороны, фирмы в условиях совершенной конкуренции сталкиваются с горизонтальной кривой спроса и, следовательно, с теоретически бесконечной ценовой эластичностью спроса.
#6. Кривые затрат
Существование эффекта масштаба и растущей отдачи от масштаба притягивают рынок к монополии и/или олигополии.
Это происходит потому, что при низких средних издержках производства более крупные фирмы могут производить продукт по более низкой цене, что дает им значительное преимущество в ценообразовании более мелких фирм вне рынка.
Когда минимальный эффективный масштаб (минимальный уровень выпуска продукции, при котором средние общие затраты минимальны) высок, барьеры для входа также высоки, потому что каждый участник должен принести большие инвестиции для установки возможной мощности.
Сравнение
В следующей таблице приведены основные характеристики популярных типов рыночной структуры:
ХАРАКТЕРИСТИКА | МОНОПОЛИЯ | ОЛИГОПОЛИЯ | МОНОП. КОНКУ-РЕНЦИЯ | СОВЕРШ. КОНКУ- РЕНЦИЯ |
Количество фирм | одна | несколько | много | очень много |
Типичный размер фирмы | очень большой | большой | средний | маленький |
Коэффициент концентрации четырех фирм | 1 | близко к 1 | низкий | близко к 0 или очень низкий |
Кривая спроса | крутая | нисходящая | нисходящая наклонная | нисходящая наклонная горизонтальная |
Эластичность спроса | очень низкая | низкая | низкая | высокая |
Природа продукта | отсутствие заменителей | дифференци-рованная | дифференци-рованная | стандартизи-рованная |
Барьеры для входа | очень высокие | высокие | низкие | отсутствуют |
Минимальный эффективный масштаб | очень высокий | высокий | средний | низкий |
Положительная экономическая прибыль | в краткосрочной и долгосрочной перспективе | в краткосрочной и долгосрочной перспективе | только в краткосрочной перспективе | только в краткосрочной перспективе |
Безвозвратные потери | высокие | высокие | низкие | нет |