Международное торговое морское судоходство было бы затруднительным, чрезвычайно дорогим, небезопасным, а то и вовсе невозможным без единообразного урегулирования ряда чисто технических вопросов его осуществления.
Достижению этой цели служат следующие международные договоры:
[1] Конвенция по облегчению международного морского судоходства;
[2] Международная конвенция о грузовой марке;
[3] Международная конвенция по обмеру судов;
[4] Конвенция об условиях регистрации судов.
Мы последовательно рассмотрим каждый из этих международных договоров.
Конвенция по облегчению международного морского судоходства
Конвенция подписана в Лондоне, 9 апреля 1965 г. Действует в редакции 31 июля 1978 г., с изменениями и дополнениями от 10 января 2002 и от 7 июля 2005 г.
Основной текст Конвенции вступил в силу 5 марта 1967 г., последние дополнения — 1 мая 2003 и 1 ноября 2006 г. соответственно.
В Конвенции участвует 114 государств, включая Россию — правопреемницу СССР, участвовавшего в Конвенции с самого момента вступления ее в силу.
Конвенция «облегчает» международное морское торговое судоходство с организационной стороны, а именно – посредством унификации формальностей и процедур, соблюдение которых может быть потребовано властями государств-участников от находящихся в их портах или водах иностранных судов.
Конвенцией установлен следующий исчерпывающий перечень документов, которые обязано иметь при себе каждое иностранное торговое судно:
(1) общая декларация;
(2) декларация о грузе;
(3) декларация о судовых припасах;
(4) декларация о личных вещах экипажа судна;
(5) судовая роль;
(6) список пассажиров;
(7) манифест (реестр, люковая записка) опасных грузов;
(8) документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;
(9) морская санитарная декларация.
Международная конвенция о грузовой марке
Международная конвенция о грузовой марке подписана также в Лондоне 5 апреля 1966 г. и действуюет с изменениями 1988/2003 гг.
Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г.; в редакции последних изменений — с 1 января 2005 г. Участвует более 150 стран, включая Россию как правопреемницу СССР (с 22 июля 1968 г.).
Данная Конвенция «облегчает» международное морское торговое мореплавание со стороны технической, а именно – устанавливает обязательное для всех торговых судов, несущих флаг любого из государств-участников, требование иметь на миделе определенную отметку – грузовую марку – единого типа.
По грузовой марке определяется максимальная безопасная осадка судна с грузом — то есть уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено (грузовая ватерлиния).
Хотя максимальная допустимая загрузка одного и того же корабля одинакова (она определяется его техническими характеристиками), его осадка при одной и той же загрузке может быть различной и будет зависеть от плотности воды.
Последняя определяется ее температурой и тем, является ли вода пресной или соленой, а также регионом (в морях южных вода менее соленая, в северных — более).
При одной и той же загрузке судно будет «сидеть» в воде теплой и пресной гораздо глубже, чем в воде холодной и соленой.
Выглядит грузовая марка так:
где TF (Tropical Fresh Water) – пресная вода в тропиках; F (Fresh Water) – пресная вода; T (Tropical Seawater) – морская вода в тропиках; S (Summer Seawater) – летняя морская вода; W (Winter Seawater) – зимняя морская вода; WNА (Winter North Atlantic) – зимняя североатлантическая вода.
Общий смысл Конвенции в том, что выход судна в международный рейс без грузовой марки и наличия у него Международного свидетельства о таковой попросту запрещен.
Исключение составляют случаи выдачи судну Международного свидетельства о6 изъятии для грузовой марки.
Точно так же запрещается выход в рейс судна, нагруженного свыше уровня, допускаемого нанесенной на нем грузовой маркой.
Контроль соответствия осадки грузовой марке осуществляет и ответственность за такое соответствие несет второй помощник капитана (так называемый суперкарго).
Международная конвенция по обмеру судов
Международная конвенция по обмеру судов (Лондон, 23 июня 1969 г.), вступила в силу 18 июля 1982 г. и объединяет более 150 стран, включая Россию (правопреемницу СССР, участвующего в Конвенции с самого начала).
Существо ясно из наименования.
Конвенция унифицирует правила определения вместимости судов (Приложение I), порядок выдачи, аннулирования и признания мерительных свидетельств, а также их форму (Приложение II).
Конвенция об условиях регистрации судов
Конвенция об условиях регистрации судов, подписана в Женеве 7 февраля 1986 г., пока не вступила в силу, ибо объединяет лишь 14 стран (Албания, Болгария, Венгрия, Гаити, Гана, Грузия, Египет, Ирак, Кот д’Ивуар, Либерия, Ливия, Мексика, Оман, Сирия), в то время как для ее вступления в силу нужно не менее 40 ратификаций.
СССР подписал Конвенцию 12 февраля 1987 г., но она так до сих пор и не ратифицирована.
Конвенция определяет понятие государства флага судна, роль этого государства в деле регистрации судна, его обязанности в отношении такого судна.
Она же устанавливает принципы недопустимости использования более одного флага и недопустимости перемены флага в одном плавании, а также унифицирует требования к государственной регистрации судов, имеющей международное признание.
Вызываемая этим необходимость разрушения или существенного изменения национальных регистрационных систем и становится главным препятствием для участия в Конвенции.