Представленный ниже обзор касается международных конвенций, призванных регулировать отношения в сфере международных смешанных перевозок, которые по тем или иным причинам так и не вступили в силу либо их действие на сегодняшний момент документально не подтверждено.
К таким документам относятся Софийское соглашение 1959 г., Женевская конвенция 1989 г. и Конвенция ООН 1991 г.
Соглашение о смешанном грузовом сообщении 1959 г.
Соглашение о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении (МЖВС), подписано в Софии 14 декабря 1959 г. и вступило в силу со 2 августа 1960 г., в том числе и для СССР (России).
Первоначальными ее участниками были (помимо СССР) Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия.
Информации о том, применяется ли данное Соглашение сейчас, и если да — то в отношениях каких стран, в открытом доступе нет.
Это обстоятельство, в совокупности с ограниченной сферой действия (не любые смешанные перевозки, а только железнодорожно-водные) должно существенно сдерживать оптимизм прогнозов относительно перспектив аналогичных унификаций в будущем.
Соглашение само по себе трудно назвать сильно содержательным документом. Оно лишь определяет государственные органы, устанавливающие условия железнодорожно-водных перевозок грузов — министерства транспорта стран-участниц.
Исключение (ст. 3) составляют условия об оплате и расчетах, которые определяются соглашениями сторон.
Гражданская ответственность при перевозке опасных грузов
Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), заключена в Женеве 10 октября 1989 г., но до сих пор в силу не вступила.
Зная о тех обстоятельствах, которые мешают вступлению в силу других подобных документов, можно предположить, что Конвенция эта определяет жесткие условия ответственности перевозчика и устанавливает достаточно высокие пределы такой ответственности.
Это предположение соответствует действительности.
Конвенция окончательно отошла от принципа установления пределов ответственности в расчете на килограмм груза, заменив его абсолютным пределом за один инцидент: 18 млн расчетных единиц (СДР) по искам о причинении вреда жизни и здоровью и 12 млн расчетных единиц — по имущественным искам.
Практически это означает, что ограничение ответственности перевозчика «сработает» только в каких-то особо глобальных авариях и катастрофах.
Если же общий ущерб от происшествия невелик (укладывается в 12 млн СДР), то он, очевидно, будет подлежать полному возмещению.
Конвенция обязывает перевозчика еще и к предоставлению обеспечения или страхованию своей ответственности (ст. 13-17).
Рассмотренные положения не оставляют надежды, что Конвенция вообще когда-нибудь наберет хотя бы пять необходимых для ее вступления в силу ратификаций.
Ответственность операторов транспортных терминалов
Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле, подписанная в Вене 19 апреля 1991 г., также относится к разряду документов перспективных, не вступивших в силу.
Конвенция определяет условия и пределы ответственности операторов транспортных терминалов (не перевозчиков!) непосредственно перед грузоотправителями – лицами, которым они предоставляют или которым обеспечивают предоставление транспортных услуг, принимая в свое ведение груз, являющийся предметом международной перевозки.
Условия эти по основаниям — одинаковые, а по пределам даже немножко менее жесткие, чем условия ответственности перевозчиков.
Проблема заключается в том, что без этой Конвенции операторы транспортных терминалов перед грузоотправителями не отвечают вовсе.
Они отвечают перед перевозчиками, которые, разобравшись с грузоотправителями самостоятельно, «возвращаются» к операторам транспортных терминалов с регрессными требованиями.
Операторам нет никакого резона «ругаться» непосредственно с грузоотправителями. Иметь дело с перевозчиками (лицами, постоянно заинтересованными в их услугах) куда проще и перспективнее.
Все эти соображения не позволяют рассчитывать на скорую ратификацию Конвенции.