- Базовые цели предприятия
- Миссия, или общая задача коллектива фирмы
- Стратегия организации
- Категории
- Типы стратегий
- Способ воплощения стратегии
- Задачи фирмы
- SMART-критерии целей
- Конкретика постановки целей
- Измеримость целей
- Достижимость целей
- Значимость целей организации (Relevant)
- Ограниченность во времени
- Разработка целей организации
- Какие риски учитывать
- Как связаны цели и стратегии организации
- Пример древа целей для оптовой торговой компании
- Где взять готовые решения
- Как оценить изменения и процент достижения цели
Процесс постановки и планомерного достижения целей систематизирован еще в 1954 г. В дальнейшем американские ученые придумали технологию SMART. Эта схема помогает четко определить цели фирмы и методично достигать их.
Базовые цели предприятия
Без их постановки организация не будет эффективно работать, т.к. не будет слаженной системы менеджмента.
Цели предприятия разделяют на виды по нескольким критериям:
- Времени достижения. Различают кратко-, средне- и долгосрочные, которые реализуют соответственно менее чем за 1 год, 5 или более лет.
- Значению (стратегические, тактические и оперативные). Общие цели разбивают на более мелкие, составляя следующий уровень. Конечный этап планирования указывает, что нужно сделать в установленный промежуток времени.
- Содержанию (технологические, производственные, экономические). Касаются разных сторон деятельности.
- Сложности: легковыполнимые (в 1–2 действия) и более трудновыполнимые.
Есть и другие критерии для формирования намерений:
- Стратегические – цели, которые определяют общее развитие предприятия.
- Тактические – определяют, как этого достичь.
- Оперативные – конкретизируют, что в ближайшее время нужно сделать для выполнения намеченного.
Например, если стратегическая цель – стать самым крупным продавцом спортивных товаров в столице, то тактическая – создать торговую сеть под своим брендом, а оперативная – в первом месяце разработать собственный товарный знак.
Все устремления устанавливают в соответствии с общей задачей предприятия, его миссией.
Миссия, или общая задача коллектива фирмы
Миссия – это то, с чего начинается организация, т.е. причина ее существования.
Общую цель определяют цели, нужды и потребности людей, которые приобретают продукт компании.
Например, миссия сети магазинов “Спортмастер” – сделать спорт доступным для всех, популяризировать его, а также организовать прибыльный бизнес, продавая качественные товары.
В рамках задуманной задачи для каждой цели разрабатывают стратегию. Она определяет пути достижения намеченного.
Стратегия организации
Перед тем как разработать алгоритм воплощения задуманного, проводят тщательный анализ внешней и внутренней сред. Изучают наличие конкурентов, рыночный спрос и потребность в товарах выбранной категории. Уточняют наличие персонала, его обязанности, распределение сил, существование филиалов.
Процесс, обеспечивающий достижение целей организации, меняется с течением времени, в него вносят коррективы согласно появившимся направлениям.
Категории
Пути осуществления планов разрабатывают не только применительно к развитию фирмы и увеличению объема продукции. Формируют также планы по расширению участия на рынке, полной ликвидации или слиянию с другими предприятиями.
Создание стратегий проводят в несколько этапов:
- Выделяют главные цепочки для последовательного продвижения.
- Определяют факторы, помогающие или мешающие этому процессу.
- Устанавливают мероприятия для выполнения целей в соответствии с выбранной политикой.
Типы стратегий
По уровню разработки все стратегии можно разделить на следующие типы:
- корпоративную;
- хозяйственных подразделений;
- функциональную;
- оперативную.
Общая стратегия, которая определяет направление деятельности организации, способы реализации, составляют главную стратегическую цель компании. Ее разбивают на более мелкие составляющие, которые являются целями для административно-хозяйственных единиц (филиалов).
Функциональная стратегия представляет собой цели в зависимости от их назначения, которые решает каждое подразделение.
Они касаются распределения ресурсов и обязанностей, выстраивания отношений в коллективе в соответствии с выбранными целями.
Более низкий уровень представляет оперативная стратегия. Она определяется менеджерами низшего звена и решает узкие вопросы, касающиеся реализации планов в соответствии с задачами более высокой ступени.
Способ воплощения стратегии
В зависимости от способа воплощения, классификация путей реализации планов включает несколько видов:
- Прогрессивный. В этом случае ориентируются на развитие связей между производителями продукции и ее потребителями.
- Регрессивный. Акцент делают на сотрудничестве с партнерами, например поставщиками товаров.
- Горизонтальный. Такая стратегия подразумевает захват предприятий-конкурентов.
Задачи фирмы
Независимо от вида, социально-экономические цели должны удовлетворять обязательным требованиям:
- Иметь четкие временные рамки, т.е. установленный срок выполнения: день, месяц и год.
- Быть понятными всем исполнителям.
- Иметь единицу измерения: число, долю, процент, получение какого-то статуса и т.п.
- Обладать выполнимым планом действий, разбитым на этапы, подлежащие контролю.
SMART-критерии целей
SMART – это аббревиатура английских слов: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (значимый), Timed/Timed-bound (ограниченный по времени). Эту методику планирования предложил американский ученый Джордж Т. Доран в 1981 г.
Конкретика постановки целей
Цели организации не должны быть расплывчатыми и туманными. Чем более общими фразами они указаны, тем труднее проконтролировать их выполнение. Кроме того, нечеткая постановка цели ведет к непониманию ее сути.
Измеримость целей
Чтобы следить за выполнением цели, ее нужно выразить в каких-то единицах измерения. Это не только граммы, килограммы и штуки. Цель “к 1 октября 2022 г. составить план технического перевооружения производства” тоже измерима, в формате “да” (0) – “нет” (1).
Достижимость целей
Актуально достижимые цели побуждают сотрудников стремиться к действию, тогда как общие фразы, невозможные задачи расхолаживают их и вызывают психологическую неприязнь. Для этого самые трудные из них разбивают на более мелкие, осуществимые в ближайшее время.
Значимость целей организации (Relevant)
Чем больше показателей включено в систему планирования, тем сложнее менеджмент. Поэтому, создавая стратегию компании, важно устанавливать приоритет целей, оставляя только самые важные из них.
Ограниченность во времени
Цель только тогда приобретет конкретные очертания, когда для нее установят сроки достижения. Это стимулирует сотрудников и помогает контролировать ее выполнение.
Разработка целей организации
Определение целей означает планомерное, а не хаотичное развитие, помогает организовать прибыльный бизнес с учетом потребностей людей.
Четко установив ближайшие задачи, предприниматель сможет:
- задать направление деятельности и обозначить основные этапы;
- сплотить сотрудников единым принципом и создать корпоративную культуру;
- распределить обязанности и задачи;
- объективно оценить труд работников в соответствии с их вкладом в общую цель;
- усилить эффективность работы персонала.
Главная исходная база для формирования целей организации – маркетинг и нововведения. Цели формируются в соответствии с миссией компании. Они не должны противоречить друг другу. Долго- и краткосрочные цели тоже должны быть скоординированы между собой.
Какие риски учитывать
При создании путей реализации планов нужно учитывать изменения, которые могут произойти на рынке. Может измениться спрос на товар или резко возрасти число конкурентов.
Учитывают возможные изменения законодательства, рост инфляции, падение курса валют.
Как связаны цели и стратегии организации
Стратегия предприятия – это совокупность целей, объединенных в одно звено. Она определяет главные пути выполнения миссии.
Пример древа целей для оптовой торговой компании
Дерево целей – это управленческая методика, которая помогает создавать и упорядочивать цели в жизни и бизнесе.
Где взять готовые решения
Есть организации, которые с помощью разработанных программ, электронных таблиц, создают стройную систему менеджмента для вашей фирмы. Например, создать бизнес-план можно, используя платформу worktek.ru.
Как оценить изменения и процент достижения цели
Недостаточно учитывать только прибыль фирмы. Это упрощенная методика, которая не отражает продуктивности ее работы в полной мере. Важно учитывать рост объема реализации, оборота или величины активов.
Для оценки желаемого состояния деятельности лучше использовать несколько параметров.
Так, в журнале Forbes была использована система ранжирования 500 компаний США. Она включала следующие оценочные критерии: средний уровень прибыльности, темпы роста объема продаж, доходность акций. Учитывались также значения объемов реализации, чистого дохода и доли прибыли в цене.