Микропредприятие: понятие, критерии, отчетность

Управление предприятием

В нашей стране государство делает упор на развитие малого бизнеса и регулярно вводит различные преференции для небольших предприятий, и микропредприятий в том числе.

Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие микропредприятия со всех экономически значимых точек зрения, оценить его преимущества и недостатки, определить критерии отнесения субъектов хозяйствования к микропредприятиям и обозреть другие смежные вопросы прикладного назначения.

Понятие микропредприятия

Микропредприятие — это одна из активно развивающихся форм малого бизнеса.

Под ним понимается хозяйственное общество (АО, ООО), кооператив, крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) или индивидуальный предприниматель (ИП), которые соответствуют определенным критериям, прописанным в федеральном законе о малом предпринимательстве.

Понятие микропредприятия

На основании этих критериев 1 августа каждого года действующие бизнесы заносятся в специальный реестр.

Подтверждать этот статус какими-либо документами не требуется, это происходит автоматически на основе подаваемой налоговой и статистической отчетности.

За 2016 год Росстатом зарегистрировано свыше 2,5 млн подобных организаций.

Узнать о нахождении какой-либо компании в этом списке можно на сайте ФНС при помощи поиска по ИНН, ОГРН либо инициалам индивидуального предпринимателя.

Критерии микропредприятия

Для включения в реестр микропредприятия в 2017 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:

  • доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
  • число работников до 15 человек;
  • финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.

Критерии микропредприятия

В состав доходов теперь включается не только выручка от реализации, но и доходы от других видов деятельности.

Размер дохода определяется из деклараций по налогу на прибыль или по специальным налоговым режимам, если таковые применяются.

Если в течение трех календарных лет один или несколько показателей не достигаются, фирма будет исключена из списка микропредприятий, но не ранее 10.08.2019.

Бухгалтерская отчетность микропредприятий

Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.

Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.

[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.

Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.

Бухгалтерская отчетность микропредприятий

Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.

[Б]. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.

Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.

Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.

В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.

Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).

Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.

[В]. Простая форма. Не применяется двойная запись.

Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».

Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).

Особенности бухгалтерского учета микропредприятий

В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:

  • признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
  • нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
  • не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
  • не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
  • учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
  • делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
  • не устанавливать кассовый лимит.

Микропредприятие: понятие, критерии, отчетность

В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.

Допускается применять упрощенные формы этих документов, в которых отдельные статьи сгруппированы в укрупненные группы.

Например, в активе баланса остается всего 5 показателей, вместо 15 в полной форме: материальные и нематериальные активы, запасы, денежные и финансовые активы.

Кадровый учет для микропредприятий

С 01.01.2017 можно применять упрощенный кадровый документооборот.

Это значит, что фирма освобождается от обязанности составлять локальные нормативные акты, такие как график сменности, положение о премировании и остальные.

Кадровый учет для микропредприятий

Указанные моменты нужно прописать индивидуально в типовом трудовом договоре с каждым работником.

Инструктажи по охране труда на микропредприятии может проводить его руководитель.

Аттестация рабочих мест по-прежнему нужна, кроме дистанционных и надомных рабочих.

Если есть потребность, то трудовые договоры можно заключать на срок до 5 лет, в общем случае такие договоры бессрочные.

Видео о кадровом документообороте микропредприятий:

Статистическая отчетность микропредприятий

Росстат может проводить сплошной и выборочный сбор данных о компаниях.

Статистическая отчетность микропредприятий

В первом случае обычно подается стандартная отчетность:

  • для ИП, подпадающих под понятие микропредприятия, сдается отчет о деятельности 1 ИП;
  • сведения об основных показателях деятельности — МП (микро);
  • данные о произведенной продукции — МП (микро)-натура;

С 2017 года в розничной торговле отменена форма ТОРГ (микро), для торгующих алкоголем отменена форма 1-алкоголь.

Росстат может организовать выборочные проверки и тогда придется сдавать дополнительную отчетность.

Узнать о том, находится ли какое-либо микропредприятие в выборке, можно на сайте государственной службы статистики.

За нарушение сроков сдачи для организаций предусмотрен штраф от 20 до 70 тысяч, для руководителей — от 10 до 20 тысяч рублей.

Налоговые льготы для микропредприятий

В большинстве случаев микропредприятия подпадают под действие налоговых спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).

Микропредприятие, деятельность которого не входит в список запрещенных к применению УСН, опубликованный в Налоговом кодексе (ломбарды, инвестиционные фонды и прочие), может перейти на УСН при доходах за последние девять месяцев не больше 112,5 миллионов рублей и остаточной стоимости основных средств не больше 150 миллионов рублей.

Налоговые льготы для микропредприятий

В некоторых регионах для впервые созданных ИП, работающих «по упрощенке», предусмотрены налоговые каникулы на 2 года.

Например, в Белгородской области действует нулевая процентная ставка по УСН по многим видам деятельности (пчеловодство, животноводство и прочие).

Имеются и другие льготы для деятельности таких предприятий:

  • не менее 15 % госзакупок должно приходиться на малый бизнес, в том числе и микропредприятия;
  • неналоговые проверки для микропредприятий не могут длиться больше 15 часов ежегодно, а с 01.01.2016 по 31.12.2018 и вовсе действует запрет на плановые проверки малого бизнеса, к которым относятся санитарные, пожарные, трудовые и прочие проверки (надзорные каникулы);
  • преимущественное право выкупа государственной и муниципальной недвижимости;
  • если выручка микропредприятия от реализации не превышает 15 миллионов рублей за квартал, фирма может ограничиться квартальными авансовыми платежами по налогу на прибыль;
  • до 01.07.2018 можно не использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) тем малым предприятиям, что применяют ЕНВД или ПСН.

Руководитель микропредприятия имеет массу возможностей оптимизировать документооборот и минимизировать налоговое бремя, а также воспользоваться некоторыми государственными программами поддержки малого бизнеса.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector