Общая характеристика предприятия состоит из краткого описания его регистрационных данных, организационной структуры и деятельности.
Составление такой характеристики дает возможность оценить:
- текущее положение дел на предприятии;
- его финансовые возможности;
- эффективность управленческой команды;
- структуру исследуемого предприятия и ее эффективность;
- возможные пути улучшения упомянутых показателей.
Рекомендации по составлению характеристики предприятия
Для того чтобы грамотно составить обобщенную характеристику какой-либо организации, необходимо иметь в своем распоряжении юридические документы, данные о ее деятельности и экономическом состоянии.
Характеристика оцениваемого предприятия составляется следующим образом.
[1]. Начать следует из указания общеизвестной информации об организации – формы собственности, времени основания, учредителей. Также в этом разделе следует указать ее организационно-правовую форму – ОАО, ООО, ИП и тому подобное.
[2]. Далее следует изучить и описать особенности деятельности организации, проанализировать предлагаемые ею услуги или товары, обосновать выбор ассортиментного ряда.

[3]. Изучить стратегическую программу развития в условиях современного рынка, включая:
- конкурентоспособность предприятия,
- показатели приспособленности к возможным изменениям на целевом рынке,
- характеристику маркетинговых исследований, запущенных рекламных кампаний и тому подобное.
[4]. Характеристика оцениваемого предприятия также включает определение фазы его жизненного цикла на момент исследования, каждая из которых имеет свои отличия и важные особенности, к которым причисляют:
- финансовую политику;
- маркетинг;
- стиль работы с кадрами организации;
- распространение реализуемых товаров или услуг;
- научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы;
- введенные стандарты;
- приоритеты деятельности;
- методы контроля.
[5]. На следующем этапе должна быть составлена организационная характеристика предприятия.
Необходимо описать его структуру, а также указать, эффективен ли применяемый метод управления и стиль руководства; охарактеризовать связи отдельных структурных отделов исследуемого предприятия.
Изучить обязанности руководителей всех уровней согласно занимаемым должностям и оценить, насколько эффективна действующая модель управления.
Также в этом разделе следует описать характер отношений между различными сотрудниками, в том числе управленческим персоналом, специалистами, служащими, обслуживающими сотрудниками низшего звена.
Проанализировав все данные, необходимо дать оценку эффективности используемой организационной структуры, а также предложить возможные мероприятия для внесения изменений и повышения текущих показателей.
[6]. Проанализировать общую эффективность деятельности исследуемой организации, провести расчеты по ее главным экономическим показателям, таким как себестоимость, экономический эффект, получаемая прибыль и прочие.
Общая характеристика предприятия
Как обозначалось ранее, общая характеристика предприятия состоит из трех основных составляющих – краткого описания организации, ее структуры и деятельности.
В этом документе указывается помимо состава учредителей и года основания, информация о главных составляющих подразделениях компании, ее филиалах, дочерних организациях.

Для составления такой характеристики рекомендуется использовать наиболее значимые юридические документы, к примеру, устав предприятия, штатное расписание, а также экономические нормативы за последние несколько лет.
В упомянутый документ следует включить данные основной номенклатуры для производимых продуктов или услуг, описать производственные мощности организации, указать основные группы потребителей и целевую аудиторию, поставщиков компании.
Общая характеристика также включает информацию о полученной прибыли, валовой выручке, себестоимость производства для каждого продукта или же предлагаемой услуги.
Сюда же входит и краткая характеристика предприятия, обычно включаемая в карточку предприятия.
Также следует указать точное число персонала на текущий момент исследования, состав руководства, кто директор, оценить финансовое состояние фирмы, указав возможные причины, вызвавшие трудности в ведении профессиональной деятельности компании.
Характеристика организационной структуры предприятия
При составлении организационно-правовой характеристики предприятия исследователь опирается на его учредительные документы.
Тип структуры управления компанией, а также его организации определяет способность предприятия адаптироваться к изменениям текущего состояния рынка и внешней среды.
Под организационной структурой предприятия следует понимать совокупность ее структурных отделов и подразделений, а также связи, установленные между ними.
На выбор структуры организации предприятия существенное влияние оказывают:
- организационно-правовая форма;
- область деятельности, в том числе тип производимых товаров или услуг, их ассортиментный ряд и номенклатура;
- масштаб деятельности компании, показатели объемов производства, общее число сотрудников всех уровней;
- целевые рынки, с которыми устанавливаются связи в ходе ведения деятельности;
- внедренные технологии;
- используемые информационные канали, как внутри организации, так и вне ее;
- уровень обеспечения ресурсами и тому подобное.

Изучая предметно организационную структуру любого исследуемого предприятия, необходимо также принимать во внимание и уровни взаимодействия:
- предприятия с внешней средой и рынком;
- отдельных отделов и подразделений компании;
- организации с персоналом.
Выбор конкретного вида структуры управления определяется в зависимости от стратегии компании. Для разных компаний характерны различные типы организационный структур:
- линейная,
- функциональная,
- линейно-штабная,
- линейно-функциональная,
- матричная и прочие.
Крупным предприятиям свойственна департаментизация – обособление отделов. Такая структура будет именоваться дивизионной.
В зависимости от организационной структуры предприятия определяется:
- деление задач по отдельным подразделениям компании;
- компетентность каждого их отделов при решении конкретных задач и вопросов;
- общей характер взаимодействий между упомянутыми элементами.
Рационально созданная структура учитывает:
- иерархию задач с учетом важнейших моментов процесса;
- формирование управленческих задач в соответствии с основными принципами ответственности, компетентности и иных характеристик;
- разделение ответственности между руководителями отделов и самими подразделениями;
- максимально короткие пути управления;
- стремление к стабильности циклически повторяемых действий.
В процессе составления характеристики предприятия отмеченные особенности должны получить адекватное отражение.
Характеристика стратегий развития предприятия
Для проведения анализа стратегии развития какой-либо организации должна быть составлена предварительно характеристика материально-технической базы предприятия за последние несколько лет, как правило, 2-3 года.
Реализация принятой стратегии развития позволяет обеспечить непрерывное усиление экономического потенциала и мощи предприятия, повышение конкурентоспособности на целевом рынке.

Различные подходы к созданию стратегии базируются на установлении оптимального баланса между текущими ресурсами предприятия и возможностями их использования, с одной стороны, а с другой – удовлетворением требованиям на целевом рынке и запросами.
Для этого необходимо предметно изучить возможности исследуемого предприятия по экономическим, техническим, а также производственным и организационным показателям.
К числу возможностей и текущих ресурсов компании, как правило, причисляются материальные, кадровые, организационные, финансовые, технологические и информационные. Их совокупность называется потенциалом предприятия.
Процесс создания стратегии развития предприятия можно описать следующей последовательной цепью: (1) аналитическое изучение среды (внешней и внутренней) компании → (2) постановка миссии и основных целевых задач → (3) создание нескольких стратегий → (4) выбор оптимальной программы развития → (5) реализация конкретной стратегии на практике.
Каждому из перечисленных пунктов необходимо уделить хотя бы пару абзацев в сводной характеристике предприятия.