Потребительский излишек: понятие, функция расчета, график

Потребительский излишек: понятие, функция расчета, график Потребление


Потребительский излишек представляет собой разницу между общей полезностью товара и его рыночной стоимостью. Он равен совокупной разнице между суммой, которую потребители готовы заплатить за товар, и суммой, которую они платят на рынке.

Потребительский излишек может быть рассчитан путем сложения цены, которую потребители готовы заплатить за первую, вторую, третью и n-ю единицу товара, и вычитания n-кратной рыночной цены товара. Это может быть математически выражено следующим образом:

CS = P1 + P2 + P3 + … + Pn – n × P,

где CS означает потребительский излишек, P1, P2, P3 и Pn — цены, которые потребитель готов заплатить за первую, вторую, третью и n-ю единицу, n — равновесное количество единиц, а P — рыночная цена.

Закон убывающей предельной полезности гласит, что выгода, которую потребители получают от каждой дополнительной единицы товара, ниже, чем выгода, полученная от предшествующей ей единицы.

Это означает, что потребители готовы уплатить самую высокую цену за первую единицу товара или услуги, вторую по величине цену для второго товара или услуги и так далее.

То, что они в конечном итоге заплатят за необходимое им количество единиц, составит единую цену, которую принято именовать рыночной клиринговой ценой.

Потребительский излишек возникает из-за этой совокупной разницы между предельной полезностью каждой единицы и ее конечной стоимостью для потребителя.

Пример

Давайте рассмотрим Сергея, который является заядлым кинозрителем. В следующей таблице показана предельная полезность фильмов, которые он смотрит в каждом месяце:

Порядковый номер фильма Цена билета
1 50.00
2 45.00
3 40.00
4 35.00
5 30.00
6 25.00
7 20.00
8 15.00
9 10.00
10 5.00

Цена, которая преобладает на рынке, — это цена, в которой кривая спроса и кривая предложения пересекаются.

Допустим, рыночная цена клиринга составляет 30 долларов. По этой цене Сергей посмотрит 5 фильмов, заплатив в общей сложности 150 долларов (5 фильмов, умноженных на рыночную цену в 30 долларов).

Это потому, что кинотеатры не могут взимать с него 50 долларов за первую единицу, 45 долларов за вторую единицу и так далее.

Излишек Сергея в этом случае равен 50 долларам, то есть совокупной разнице между предельной полезностью каждой единицы и рыночной стоимостью (Q × P).

На следующем графике показан потребительский профицит Сергея:

Потребительский излишек (пример)

Точно так же, как потребитель извлекает выгоду из разницы между предельной полезностью единиц, которые он потребляет, и рыночной ценой, производители также извлекают выгоду из участия в рынке.

Кривые предложения, как правило, имеют уклон вверх, что означает, что производители готовы предлагать каждую дополнительную единицу по все более высокой цене.

Поскольку они получают одинаковую рыночную клиринговую цену для всех единиц, деньги, которые они получают, в конечном счете превышают сумму цен, по которым они были готовы предоставить эти единицы. Эта разница называется профицитом производителя.

Потребительский излишек является важной концепцией в анализе потребительского поведения. Как только потребительский профицит становится положительным, выгодно участвовать в рынке.

Потребительский излишек также полезен при изучении пагубного влияния различных рыночных интервенций (ценовые уровни, ценовые потолки и так далее) и различных несовершенств рынка (монополий и тому подобных).

Оцените статью
Добавить комментарий